Историческая справка

История исполнительного производства насчитывает не одну сотню лет. Истоки его берут начало от памятника российского частного права «Русская правда». К 1270 году относится первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов.

В Судебниках 1497-1550 годов пристав упоминается среди лиц судебного ведомства.

Соборным уложением 1649 года ему предоставлены широкие полномочия. Он – должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд; осуществляет принудительный привод ответчика; участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых;  охраняет беременную женщину, осужденную к смертной казни и ожидающую её до времени, пока она не родит ребёнка; сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Были расширены его полномочия на случай сопротивления должника, если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен». Приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей он подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

Указом Петра I №255 от 12 декабря 1717 года в составе юстиц-коллегии был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц России. Должность пристава была упразднена.

В 1860 году статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, изучив предшествующее законодательство России и европейских стран, а также судебную практику, внес на рассмотрение Государственного совета проект закона «О судебных следователях», который в мае того же года с санкции Александра II был принят. Это событие стало первым шагом к началу судебной реформы.

Осенью 1862 года Александр II утвердил доклад члена комиссии В.П. Буткова, предложившего продолжить судебную реформу. В результате были разработаны законы по судоустройству: Судебник, Судебный устав, «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу», утвержденные Александром II 20 ноября 1864 года.

Именно этот день считается днём организации службы судебных приставов (судебной полиции), которая создавалась с целью исполнения судебных решений при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах и мировых съездах.

На территории Липецкой области с 1775 года действовало 7 уездных судов: Данковский, Елецкий, Задонский, Лебедянский, Липецкий, Раненбургский и Усманский.

В 1864 году был создан Елецкий окружной суд, который просуществовал до 1918 года, а также Съезд мировых судей Липецкого округа Тамбовской губернии, при которых состояли судебные приставы.

В Липецком областном архиве сохранились подлинники докладных записок судебного пристава Липецкого судебного округа 3-го и 4-го участков.

Вот их текст с сохранением орфографии: «19 июля 1873 года. В Липецкий съезд Мировых судей. Имею честь при семъ представить оконченные книги: денежныя за 1868, 69, 70,71 и первую половину 1872 года; восходящие и разностныя с 1868 по 1872 год. Исполняющий дела Судебного пристава (подпись)».

Эта государственная служба считалась и престижной, и высокооплачиваемой. Судебным приставам, как государственным служащим, был определен порядок приёма и вступления в должность. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего сената и внесения залога на случай неправильных действий, причинивших убытки, а также после получения судебного места в соответствующем суде и принятия присяги на должность.

Судебному приставу вручалась печать с изображением герба судебного ведомства, а для всеобщего сведения публиковалась информация о назначении его на должность.

Как государственным служащим им были установлены оклады, размеры которых зависели от классной должности и разряда.

Наделенные особыми правами, судебные приставы имели определенные преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления он требовал содействия полиции и даже военных властей, которые обязаны были оказать его без промедления.

За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались, в частности, лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от четырёх до шести лет; ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т.п. Таким образом, закон довольно серьёзно защищал лиц, исполняющих решение судов.

В то же время, несмотря на большие полномочия, предоставленные судебным приставам, они несли строгую ответственность за свои действия.

За всякий незаконный отказ в исполнении своих обязанностей, промедление в доставлении порученных им бумаг, а равно передачу их не в установленном порядке и ненадлежащим лицам, превышение власти и другие противозаконные поступки, судебные приставы, смотря по важности упущения или злоупотребления, подвергались дисциплинарному взысканию или предавались уголовному суду.

С принятием судебных уставов 1864 года порядок исполнения судебных решений и приговоров был урегулирован и действовал вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда Декретом №1 о суде все старые законы были признаны недействующими, институт судебных приставов был упразднен вместе со всей системой суда. Исполнение решений суда до принятия новых органов возлагалось на Красную гвардию.

Только через 80 лет историческая справедливость в России с образованием службы судебных приставов была восстановлена. С 6 ноября 1997 года вступили в силу Федеральные законы «О судебных  приставах» и «Об исполнительном производстве», которые возродили институт судебных приставов и сделали его самостоятельным и независимым в  системе органов исполнительной власти.

 

Служба сегодня

 

Приказом начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области №34 от 31 декабря 1997 года была образована служба судебных приставов региона.

В каждом районе города и области были созданы структурные подразделения во главе со старшими судебными приставами, а судебные исполнители, перейдя из народных судов, стали называться судебными приставами-исполнителями. Именно ими, их энтузиазмом и завидной работоспособностью создавалась служба судебных приставов области.

Указом президента от 9 марта 2004 года образована  Федеральная служба судебных приставов, которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов. Таким образом, Федеральная служба судебных приставов теперь является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти.

Деятельность судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы миллионов граждан и организаций, направлена на реальное, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, защиту прав, свобод, законных интересов граждан и организаций. Кроме того, судебные приставы обеспечивают установленный порядок деятельности судов, дознаватели Службы судебных приставов возбуждают и расследуют уголовные дела против семьи и несовершеннолетних, против государственной власти, преступления в сфере экономической деятельности. На службу судебных приставов возложена ещё и обязанность выдворения за пределы Российской Федерации по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Деятельность судебных приставов находится под пристальным вниманием органов государственной власти, имеет огромное общественное значение, поэтому от качества работы каждого пристава зависит состояние законности и правопорядка в Российской Федерации.

Рассмотрим поближе, как устроена работа конкретного отдела судебных приставов. В канцелярии отдела работают делопроизводители, в обязанности которых входит:  принятие, регистрация и обеспечение своевременной передачи судебным приставам-исполнителям документов для принудительного исполнения; принятие и отправление обращений сторон исполнительного производства, надзирающих и других органов государственной власти, третьих лиц; ведение базы данных АИС ФССП России.

Далее  документы попадают к судебным приставам-исполнителям. В их обязанности входит исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц. Это очень большой объём работы. Изначально судебный пристав-исполнитель проверяет соответствие исполнительного документа Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и принимает решение о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства, после чего уведомляет об этом должника, взыскателя и орган, выдавший исполнительный документ.

При принятии решения о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику добровольный срок для исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать пяти дней. После истечения установленного срока начинает работу с должником. Здесь активности судебного пристава-исполнителя нет предела. Современное законодательство об исполнительном производстве наделило его огромными правами и полномочиями: обращение взыскания на денежные средства должника, в том числе находящихся на расчетных счетах в кредитных организациях; арест имущества должника, принадлежащего ему на праве собственности; ограничение права выезда за пределы Российской Федерации; применение к должнику мер административного и уголовного воздействия; лишение должника до 70% заработной платы в счёт исполнения требований исполнительных документов; объявление должника и его имущества в розыск.

При столь больших полномочиях, у судебного пристава-исполнителя есть и ряд обязанностей, возложенных на него Федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Он обязан уведомить стороны исполнительного производства обо всех принимаемых им процессуальных решениях; обязательно рассматривать обращения граждан и организаций; участвовать в судебных процессах, взаимодействовать с регистрирующими и надзирающими органами государственной власти; исполнять текущие требования и указания ФССП России, Управления ФССП России по Липецкой области, начальника отдела – старшего судебного пристава соответствующего отдела.

В отделах судебных приставов есть такое направление деятельности, как обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эту обязанность исполняют судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС). Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает порядок в зданиях судов, обеспечивает безопасность судей и судебных приставов-исполнителей при отправлении правосудия и исполнении ими служебных обязанностей. В связи с этим, на данную должность могут претендовать парни и девушки, у которых не только юридическое или экономическое образование, но и хорошая спортивная подготовка. Тем более что в нашей службе проходят соревнования по различным видам спорта, мы участвуем в Чемпионатах ФССП России, а так же в соревнованиях районного, городского и областного масштаба.

Ещё одно из ведущих направлений деятельности службы судебных приставов - осуществление функций дознания. Дознаватели Службы расследуют преступления, связанные с уклонением от уплаты алиментов и кредиторской задолженности, проявления неуважения к суду, неисполнение решений судов, совершение незаконных действия в отношении арестованного имущества.

Отличительным признаком всех составов преступлений, отнесенных к компетенции службы судебных приставов, является совершение преступлений с прямым умыслом. То есть подозреваемые всегда осознают, что совершают противоправные действия, однако мер к исправлению ситуации не предпринимают. Ещё одна особенность деятельности дознавателей – это  их тесное взаимодействие с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по ОУПДС.

В соответствии с Указом Президента России Дмитрия Медведева №1019 от 8 сентября 2009 года «Об установлении Дня судебного пристава» ежегодно 1 ноября отмечается День судебного пристава Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 23 июля 2018 10:44 / 24 июля 2018 12:46

Версия для печати